"ЛИМУЗИН" 2001 декабрь  


РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ
.
.
Трудно найти страну, более непохожую на Россию, чем Южная Африка. Разные континенты, народы, история, культура – никаких точек соприкосновения. И, тем не менее, путешествуя по ЮАР, я никак не мог отделаться от ощущения, что я дома. Ни одна страна мира не напоминала мне так мою родину, как государство буров и зулусов.


МОЯ ПОЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ

- А знаете ли вы, что за такое превышение скорости я должен отправить вас в тюрьму на два дня? - Начал без предисловий остановивший меня полицейский. Он как чертик из коробочки выскочил из засады на великолепном, пустынном шоссе близ Дурбана. Конечно, я этого не знал. А перспектива повести даже одну ночь в южноафриканской камере и, скорее всего, с самыми настоящими чернокожими бандитами совершенно не вписывалась в мои планы.
- Вы понимаете, я турист… Я не знал, что у вас такие законы. Но может быть, можно заплатить штраф?
- А-ааа… турист…, - задумчиво строго протянул полицейский. И по его скромно потупленному взору я понял, что тюрьма мне не грозит. Странное дело, но ни языковой барьер, ни другая психология, ни цвет кожи, - ничто не могло скрыть смысл этого выражение лица. Я много раз видел его на русских дорогах в аналогичных ситуациях, с той лишь разницей, что дома за нарушение правил мне никто тюрьмой не угрожал.
Мы расстались не то чтобы друзьями, но вполне мирно. Пятьдесят долларов смогли удовлетворить блюстителя закона. Строго-настрого наказав мне не нарушать больше правила, он отпустил меня без долгих разговоров.
Вероятно, штрафы на дорогах составляют одну из серьезных статей дохода в Южной Африке. Еще бы, ни в одной стране черного континента вы не встретите такой превосходной сети идеальных скоростных хайвэев. Достаточно взглянуть на карту. Частая разветвленная дорожная паутина заканчивается сразу же на границах с Намибией, Ботсваной и Мозамбиком. Сам бог велел использовать такую возможность для пополнения бюджета.
Непристегнутый ремень стоит примерно 500-800 рандов или около 100 долларов. Столько же стоят незначительное превышение скорости и другие мелкие нарушения. Причем штраф необходимо заплатить сразу же, на месте, исключительно в рандах. Доллары или другую иностранную валюту в ЮАР не берут ни при каких обстоятельствах. Ее нужно заранее менять в необходимых количествах. Кредитные карты также принимают не везде. Если денег нет, то вас отправят в полицейский участок.
Величина штрафа за такие крупные нарушения, такие как, скажем, пьянство за рулем может доходить до 300-400 долларов. И, тем не менее, очень многие, по моему наблюдению, выпивают перед поездкой. Впрочем, полицейские тоже люди, причем небогатые. Как утверждали мои знакомые, почти всегда можно откупиться. Что, в общем-то, и приходит в голову в первую очередь нашим соотечественникам. Они обычно легко находят общий язык с инспекторами местной ДПС.
Но главная проблема заключается не в этом.


НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ – КОНЯ ПОТЕРЯЕШЬ…

При всем кажущемся дорожном благополучии я бы не советовал отправлять в путешествие по ЮАР на автомобиле. Причин тому несколько. Некоторые, такие как, например, правый руль, доставшийся в наследство от англичан, или плата за проезд по магистралям лежат на поверхности. А некоторые сразу и не заметишь. Но вот именно они-то и могут стать для отважного путешественника очень неприятной неожиданностью.
Дороги прекрасные, спору нет, но связывают они в основном только крупные города и деревни. Строили их в свое время белые, которым, по большому счету, нечего было делать в особо глухих районах страны. Но ездить только по шоссе, согласитесь скучновато. И чтобы насладиться настоящей Африкой вам придется съехать куда-нибудь в сторону на проселочные дороги. И вот там-то может начаться настоящее российское бездорожье, причем в квадрате. В самый неподходящий момент может пойти дождь. За двадцать минут накатанная грунтовая дорога превращается в болото. Машина по брюхо сидит в воде, и вытащить ее отсюда можно только трактором, найти который, в свою очередь, очень большая проблема.
Я столкнулся с этим во время своей первой поездки в ЮАР. Отголоски знаменитого мозамбикского наводнения двухтысячного года слегка затронули и Южную Африку. В самом начале возле океана скоростное шоссе N2 Дурбан – Йоханнесбург оказалось полностью залито водой. Мне еще очень повезло. Я смог проехать, когда все это начиналось, а уже через два дня магистраль полностью скрылась под водой. Катафоты, разделяющие встречные полосы дороги, в свете автомобильных фар светятся под водой как маленькие фонарики. Выглядело это очень красиво, но порой становилось не по себе. Вода все прибывала, тут и там на шоссе стояли заглохшие машины, и их водители грустно наблюдали это призрачное свечение всю ночь. Конечно, такие сильные наводнения - большая редкость, но мелкие дожди идут довольно часто. Застрять из-за них где-нибудь в глубинке проще простого.


А ТЫ ПОЧЕМУ БЕЗ ШЛЯПЫ?

Но это еще не все. Как опять-таки нас предупреждали знающие люди, вести себя в незнакомых местах нужно очень осторожно. Причем как в крупных городах - Претории, Кейптауне или Дурбане, так и в мелких деревнях. Здесь из машины лучше вообще не выходить, особенно на местных рынках или при большом скоплении народа. Общение с местным чернокожим населением лучше ограничить улыбками из-за закрытого стекла машины. Здесь все происходит настолько быстро, что вы и опомниться не успеете, как лишитесь кошелька, фотоаппарата или просто получите по физиономии. Конечно, есть и безопасные места, но вот определить их по внешнему виду без южноафриканского проводника вы никак не сможете. Так что этим Южная Африка также очень напоминает Россию – никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Те же знакомые очень рекомендовали не останавливаться без особой нужды в городах ночью на пустынных улицах на светофорах, а если и останавливаться, то обязательно запирать двери. Наверное, в этом есть свой смысл. Однажды вечером в Дурбане в кафе возле океана ко мне подошел полицейский и, кивая на мой фотоаппарат, очень дружелюбно посоветовал отправиться в отель. Дело к вечеру, мало ли что может произойти. Так что лучше не создавать ни себе, ни другим лишних проблем. Не добавляют оптимизма и опутанные колючей проволокой дома и особняки. В Йоханнесбурге, например, ею огорожены все мало-мальски ценные объекты, даже памятник жертвам апартеида в Соуэто. Частные владения просто напоминают осажденные крепости.
В общем, на машине можно путешествовать, но знающие люди в один голос утверждают, что это очень опасно. Если уж приспичило увидеть Африку изнутри, то лучше нанять для этого опытного проводника или гида в одном из местных туристических агентств. Он уж точно не завезет туда, откуда можно не вернуться, и покажет все самое интересное, по вашему выбору, естественно.


НЕ ЗАПЛАТИШЬ – НЕ ПОЕДЕШЬ

Машина на прокат будет стоить в зависимости от ее класса от шестидесяти до ста долларов в день. Плюс бензин около четырех рандов за литр (50 центов). Плюс плата за дороги. Понять принцип, по которому она устанавливаются на магистралях невозможно. Видно, правительство считает, что, чем больше денег можно взять с обеспеченных владельцев машин, тем лучше. Например, на шестисоткилометровой магистрали Дурбан – Йоханнесбург стоит четыре контрольных пункта: 2.50, 8.50, 25 и 16 рандов, всего 52 ранда или около семи долларов. Не смертельно, конечно, но просто никогда не знаешь, где тебя настигнет очередной пункт приема денег за проезд. Можно путешествовать и по бесплатным дорогам, но там обычно пробки, выбоины, и вообще, это сильно увеличивает время в пути.
Оплата услуг водителя, если таковые понадобятся, будут стоить около пятидесяти долларов в день. Если заказывать тур человек на пять, то, что называется «под ключ», то стоить это будет порядка 100 долларов в день с человека с проживанием и едой. Правда, в этом случае, отклониться от заранее оговоренного маршрута вы не сможете. Зато не будет болеть голова, о том, как проехать в то или иное место, где переночевать и поесть.


ЮЖНОАФРИКАНСКИЙ ОБЩЕПИТ

Отсутствие во многих местах Южной Африки нормальных ресторанов и кафе также очень роднит ее с Россией и напоминает ее отдаленные уголки. И здесь и там ты никогда не знаешь, можно ли в принципе есть то, что тебе подают, и что с тобой после этого будет.
Одними из самых безопасных являются ресторанчики и магазины, разбросанные вдоль скоростных магистралей. По существу это африканские аналоги «Макдональдса», с той лишь разницей, что еду здесь подают в тарелках, а среди прочего можно заказать превосходные стейки. Кроме того, в магазинах можно купить очень вкусное вяленое мясо – билтонг. Уже несколько веков он остается типичной южноафриканской едой. Обычно буры сохраняли излишки мяса, высушивая его на крышах своих повозок. Надо сказать, что более вкусной закуски для пива просто не найти. Правда, нужно оговориться, что покупать билтонг также нужно только в крупных надежных магазинах. Иначе вместо мяса коровы или страуса вас могут угостить чем-нибудь еще.
Выбранный по вашему желанию кусок мяса тут же нарежут на тончайшие лепестки. Останется только сесть в машину и, прихлебывая холодное пиво, купленное здесь же, наблюдать за проносящимися за окнами пейзажами. Они, между, прочим, особенно на юге страны поразительно похожи на наши. Елки, сосны, какие-то кусты, - средняя полоса, да и только. То же касается и погоды. Осенними и особенно зимними вечерами здесь бывает очень холодно. Конечно, замерзнуть от холода будет весьма трудно, но позаботиться о теплой одежде, отправляясь в Южную Африку, будет совсем не лишним. Зимой в горах довольно много снега, так что при желании можно даже покататься на лыжах. Как ни странно, но этот вид спорта в ЮАР довольно популярен.


ВЕЗДЕ НАШИ ЛЮДИ

Путешествовать по ЮАР очень интересно, только нужно это делать осторожно, так же как и преодолевать российские просторы. Хотя нам Южная Африка гораздо понятнее, чем изнеженным цивилизацией европейцам или американцам. Мне кажется, что нам проще приспособиться к непростым условиям тамошней жизни. И это доказал повстречавшийся мне парень с Урала. Он утверждал, что проехал автостопом через всю Африку от Египта до ЮАР. Заняло подобное путешествие у него больше полугода, но и впечатлений осталась масса. Не понятно, как он вообще остался в живых. Много раз его грабили, на него нападали, он болел какой-то заразой, но в целом чувствовал себя неплохо. По его утверждению, он как раз пытался договориться с нашим посольством, чтобы его отправили назад, поскольку никаких денег у него давно не осталось. В ЮАР же он выжил только благодаря сердобольным фермерам-бурам, которые, в общем, всегда готовы помочь белому человеку, особенно где-нибудь в глубинке. Взаимовыручка их в ЮАР очень велика, тем более сейчас. Они очень хорошо понимают, что без этого просто не выживут.
Россию и ЮАР разделяют многие тысячи километров. И, несмотря на это они фантастически похожи. Даже история последних лет и то схожа. Южноафриканский Горбачев – Фредерик де Клерк также пал жертвой свих же собственных реформ. Настоящее туманно, а будущее непредсказуемо. Все зависит от того, как поведут себя люди, живущие в этой стране. Как не трудно догадаться, это утверждение справедливо не только для Южной Африки.


 
Хостинг от uCoz