"ЛИМУЗИН" 2002 сентябрь  


ВЫБОР ФРАНЦИИ
.
.
Человек, меланхолично пивший пиво за столиком уличного кафе на набережной, неожиданно встрепенулся, словно проснулся от глубокого сна, схватил недопитую бутылку и со всей силой запустил ею в проезжавшую мимо машину. Заднее стекло раскололось с глухим стуком и рассыпалось на сотни ослепительных осколков. Машина скрылась за поворотом, а я от удивления просто потерял дар речи. Такого я уж точно никак не ожидал увидеть в тихой и спокойно Ла Рошели, очаровательном провинциальном городке на атлантическом побережье Франции. Что же привело моего задумчивого соседа по кафе в такое бешенство? Да в общем, по нашим меркам, ничего особенного, просто сидевшие в машине люди слишком громко кричали: «Ле Пен – президент».


ПАРИЖ – ДЕЛО ТОНКОЕ

То, что я оказался во Франции накануне президентских выборов, я понял не сразу. Но постепенно, количество национальных флагов, в несколько раз превышавшее все разумные пределы и постоянно встречавшиеся щиты с портретами многочисленных претендентов навели меня на мысль, что в стране что-то происходит. Впрочем, меня в то время больше интересовали другие вопросы. И самым насущным из них был: где припарковать машину? Я, конечно, слышал, что в Париже трудно найти место для автомобиля, но в это как-то не очень верилось – с моим-то московским опытом… Неужели я не найду подходящее местечко для какого-то Опеля Корсы? Скажу сразу – опыта оказалось явно маловато. Больше часа я ездил кругами вокруг своего отеля недалеко от Нотр Дама, периодически попадая в одни и те же пробки и проезжая по одним и тем же бульварам и улицам, в которых и два мотоцикла то разъедутся с большим трудом. За все это время мне не представилось ну просто ни единой возможности запарковаться где-нибудь поблизости. Естественно, можно было оставить машину и подальше, но какой тогда в ней смысл, если от стоянки до отеля нужно брать такси или идти пешком минут двадцать?
В общем, проездив еще какое-то время, я отправился на подземную многоярусную стоянку, благо располагалась она не очень далеко. Интересно, что все операции здесь производятся автоматически без какого-либо участия человека. При въезде берешь талон перед шлагбаумом и ставишь машину на свободное место. Потом, когда надо выезжать, засовываешь его в другой автомат, который сообщает тебе, сколько денег ты теперь должен заплатить. Потом расплачиваешься мелочью, банкнотами или кредитной карточкой. Этот же автомат выдает тебе еще одни талон, который ты вставляешь в шлагбаум перед выездом. И все - никаких проблем, если не считать, что утром мне пришлось заплатить 21 с лишним евро или около двадцати долларов, что за одну ночь, согласитесь, все-таки слишком много.
Из всех нелегких парковочных опытов в Париже я могу сделать один простой и закономерный вывод: если вы не собираетесь слишком далеко отъезжать от Парижа, то удобнее и гораздо дешевле будет обойтись вообще без машины. Париж - город маленький, и все самое интересно можно без труда обойти пешком. В крайнем случае, можно воспользоваться метро. Оно во французской столице повсюду. Билет стоит 1.20 евро, а проездной на весь день – от пяти до восьми евро, в зависимости от того, как далеко вы собираетесь ездить. Автомобиль вам понадобится лишь тогда, когда вы захотите покинуть французскую


ПАУТИНА ИЛЬ ДЕ ФРАНС

Всем хорошо известна поговорка о том, что «Все дороги ведут в Рим». Теперь я знаю точно, что это неправда. Все дороги ведут в Париж. Иль де Франс – или район пригородов вокруг Парижа представляет собой головоломный лабиринт, разобраться в котором, если тебе нужно попасть в какое-то конкретное место, очень и очень тяжело. Один город без предупреждения сменяется другим, а ты все еще думаешь, что это предыдущий, а когда понимаешь, что ошибся то начинается уже третий город, и так далее. Причем по виду они в большинстве случаев ничем между собой не отличаются.
Дорожные указатели, между тем, не только не помогают разобраться в ситуации, а наоборот, мешают. Во Франции очень многие из них по странной традиции устанавливают не до поворота, а сразу после. Но понимаешь ты это только тогда, когда поворот уже оказался позади. К тому же стрелки указывают направление не виртуально, относительно твоей прямой дороги, а непосредственно в нужную сторону. И понять, куда же, на самом деле, показывает указатель, порой, бывает просто невозможно. Со временем к этому, конечно, привыкаешь, но даже проехав по Франции три тысячи километров я нет-нет да проскакивал мимо нужной дороги.
Выехать из Сен-Дени в сторону Шантильи оказалось настоящей проблемой. Я никак не мог найти нужное шоссе, а все указатели упорно пытались отправить меня в Париж. Покатавшись еще немного в разные стороны по «периферику», парижской кольцевой, я наконец-то нашел нужный съезд. Но очень скоро все указатели опять стали указывать на Париж. Этот город, словно гигантская воронка, засасывал в себя все дороги.
В таких условиях мне не осталось ничего другого, как только ехать в сторону противоположную столичным указателям, руководствуясь мыслью, что, чем дальше от центра, тем меньше дорог, а значит легче в них разобраться. Так оно и оказалось. Километров через тридцать указатели стали осмысленно вменяемы. И разбираться в хитросплетениях одиночных дорог стало не в пример легче.
Особое восхищение вызывает знак, предписывающий ехать только прямо. Стрелка на нем направлена не вверх и не вниз, а куда-то на пол пятого, если ориентироваться по часовому циферблату.


РЕВОЛЮЦИЯ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Видели бы вы, что началось во Франции, когда ультраправый политик Ле Пен занял второе место на выборах, лишь чуть-чуть отстав от Жака Ширака. Человек в Ла Рошели, метнувший пивную бутылку в политического оппонента – лишь маленький эпизод из общей картины. Трудно подобрать другое слово, но это, действительно, было очень похоже на самую настоящую революцию. Причем заметьте, еще ничего страшного не произошло. Впереди был второй тур, на котором шансов у Ле Пена не было никаких. Все это прекрасно понимали, и все-таки французы вышли на улицы. Теперь я точно знаю, как проходили все французские революции. А, если помните, французы по числу революций на душу населения остаются безусловными лидерами не только в Европе, но и во всем мире. Чуть что не так – сразу на улицы и давай революцию делать. Такова уж глубинная сущность французского самосознания. Его безусловная направленность внутрь своей государственной жизни, а не наружу.
Много вы вспомните революций в Англии, Германии, Испании или Португалии? Одна-две. Зато, какие колонии выстроили эти народы – целые империи. А что у Франции? Так, несколько островов, Гвиана да Алжир, который под боком, и все. Зато сколько революций, начиная с Великой французской в восемнадцатом веке и кончая студенческими волнениями в шестидесятых годах века двадцатого. Вот и сейчас: демонстрации с плакатами, митинги, молодежь, разрисовывающая стены воззваниями и призывами, пламенные речи, песни, кажется еще чуть-чуть и опять французы начнут строить баррикады и разбирать на булыжники мостовую, которой в Париже и так уже почти не осталось после всех многочисленных восстаний. А все ради чего? Да все ради того же: ради свободы, равенства и братства, которые этот неугомонный Ле Пен неожиданно задумал отменить.
Так вот и получилось, что во втором туре выборов Ширак, которого еще пару месяцев назад не ругал только ленивый, получил такую всенародную поддержку, какая ему даже и не снилась, и какая наверное, была до этого только у генерала Де Голля, да и то в зените славы.


ПРОКАТНАЯ ЭПОПЕЯ

Подобное увлечение большой политикой характерно не только для больших городов, таких как Париж, Бордо или Тулуза, но даже и для самым маленьких, куда и добраться то – большая проблема. Приезжаешь, скажем, на родину Дартаньяна в малюсенький, если не сказать игрушечный городок Лупияк, где всего одна площадь с собором и десяток домов. А на этой площади все те же щиты с портретами кандидатов и граждане, оживленно обсуждающие последние новости.
Как я уже сказал, добраться до таких потрясающих мест без машины – проблема. Но я забыл упомянуть, что еще большей проблемой было для меня эту машину получить. Может быть, мне просто не повезло, или день был такой, но началось все на Лионском вокзале, на который я приехал за заказанной ранее машиной, причем началось самым неожиданным образом. И уже у стойки «Ависа» вдруг оказалось, что я забыл паспорт. Когда же через час я вернулся с паспортом, выяснилось, что не подходят мои права – нужны еще и международные. Их у меня, естественно, не было и где их брать – не понятно. Обойдя четыре или пять контор, где мне отказали я, наконец, нашел в «Херце», миловидную, застенчивую девушку, которая поверила мне на слово, что права международные. Хотя так оно и было, на самом деле. Она, видимо, была новенькой и никогда раньше не сталкивалась с русскими, а потому, к счастью, не знала, что им, то есть нам лучше машины не давать.
Но вот когда уже все было оформлено, внезапно обнаружилось, что у меня на банковской карте не хватает денег для залогового депозита, чтобы взять машину на неделю. Пришлось заняться подгоном числа суток под количество денег. Консенсус был достигнут на четырех днях. После всего этого ни одни нормальный служащий прокатной конторы машину бы мне не дал, решив, что я просто-напросто хочу ее угнать. И то, что автомобиль в тот день я все-таки получил было просто настоящим чудом.
Потом в провинции, когда я продлевал аренду, подобных вопросов уже не возникало. В глубинке все было намного проще. Остается лишь добавить, что взятая напрокат «Корса», в результате, обходилась мне долларов 70 в день.


ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Надо сказать, что машины во Франции – удовольствие дорогое. Взять хотя бы те же парковки по двадцать долларов за ночь (правда, в Бордо ночная стоянка стоила в два раза дешевле – 10 долларов), платные дороги и мосты, стоимость топлива, - все это совсем не удешевляет поездку. Скажем, дорога от Амьена в Кале (150 километров) обойдется вам в 10 евро. А за новый трехкилометровый мост на остров Ре придется выложить 9 евро.
Бензин, к удивлению, оказался также весьма дорог. От 80 евроцентов за дизельное топливо до 1.10 за обычный бензин. Можете поверить, настроение не улучшается когда за каждую заправку приходится платить по тридцать долларов. Но ничего не поделаешь, Франция страна дорогая. Даже бигмаки в Макдональдсе здесь стоят по три доллара. Правда, французов это совершенно не смущает. Ведь уровень их зарплаты позволяет не обращать на это внимания. А высокие цены – это неплохой способ отпугивать нежелательных приезжих.
Таксисты же это вообще отдельная песня. И если при поездках по городу с ними еще можно как то мириться, то, отправляясь с вокзала или в аэропорт, вы должны учитывать, что с вас возьмут деньги за каждый чемодан или сумку в отдельности. А также посчитают каждого человека. Счетчик, например, может показывать 8.50, а заплатить придется 17 евро. А еще просто поймать такси на улице вам не удастся. Его нужно или заказывать по телефону, или идти за ним на специальную стоянку.


ЕЩЕ РАЗ О ХАРАКТЕРЕ

Все-таки французский характер – это нечто уникальное. Ну, не очень любят французы иностранных туристов, хотя их и приезжает во Францию огромное количество. Правда, может, поэтому и не любят, несмотря на то что тратят они здесь миллиарды долларов. Несколько раз я пытался узнать дорогу, и каждый раз из этого ничего не выходило. Большинство французов никакими языками, кроме французского не владеют, а английский так просто откровенно не любят. А потому большая часть останавливаемых мною прохожих вообще ничего не понимала или не знала, где находится то, что мне было нужно. А те, кто объясняли, хотя и делали это весьма отзывчиво, но так, что я вообще ничего не мог найти. Какие-то молодые ребята даже схему мне нарисовали, но ориентироваться по ней оказалось невозможно. Она не имела с реальностью ничего общего. Так что, может, ребята просто решили пошутить.
В результате под конец путешествия у меня выработалась стойкая привычка узнавать все, что нужно, заходя в большие отели или туристические центры, которые есть практически в каждом городе. В них мне все очень точно, хотя и немного снисходительно (дескать, что взять с туриста) объясняли.
Но, по большому счету, на проблему можно взглянуть и с другой стороны. Если бы у меня были нормальные права и кредитные карточки, если бы я идеально говорил по-французски, выходил на митинги в поддержку Ширака или, в крайнем случае, Ле Пена, с детства привык к местным указателям и утренним багетам, не удивлялся полицейским на роликах или велосипедах, не бегал по Парижу с путеводителем или картой в руках, то отношение ко мне, можете поверить, было бы совсем другое. Права, тогда я был бы уже самым обыкновенным французом, и потому терпеть бы не мог этих глуповатых и таких надоедливых туристов.

НАПОСЛЕДОК

Поезда – очень удобное средство передвижения по Франции. Билет по маршруту Тулуза – Париж стоит 56 евро, а на скоростной поезд TGV – около 100. Выгоднее покупать билеты в кассе, а не автомате, поскольку с кассиром, можно договориться о дополнительных возрастных скидках.

Если вы не хотите ехать в тамбуре, то покупая билет на поезд, совсем нелишне доплатить три евро за бронирование места в нормальном вагоне. В противном случае вас отправят в общий вагон, которые обычно переполнены.

Ограничение скорости на платных дорогах Франции 130 километров в час. На обычных магистралях – 110 километров в час.

Путешествуя по Франции, нужно обязательно доехать до Каркасона, средневекового города на бывшей границе с Испанией. Кроме замка и собора, как в большинстве подобных мест, здесь к тому же сохранились два ряда крепостных стен и башни.

Необычное впечатление производят сожженные или разобраные велосипеды и мотоциклы, пристегнутые противоугонными цепями к скамейкам, заборам или фонарным столбам.


 
Хостинг от uCoz