"ЛИМУЗИН" 2003 февраль  


ВТОРАЯ СИСТЕМА
.
.
Что такое Гонконг? Для подавляющего большинства жителей Земли – просто точка на карте и все. Ну, или, может быть, еще автомобили и небоскребы. На самом деле, этот осколок империи, над которой никогда не заходило солнце, совершенно не соответствует нашим стереотипным представлениям о нем. Образно говоря, Гонконг – это вторая система, объединение с которой в рамках одной страны, провозгласил в свое время Ден Сяо Пин, заявив при этом, что Китай все равно заберет Гонконг обратно, причем в соответствии с международными договорами конца 19 века. Ничего не поделаешь… Не рассчитывали тогда англичане, что солнце зайдет когда-нибудь и над ними, а Китай станет одним из ключевых игроков в мировой политике. Что же все-таки представляет собой это уникальное место, жители которого по количеству зарабатываемых денег занимают в мире почетное пятое место?


А ГДЕ ЖЕ НЕБОСКРЕБЫ?

Подлетая к Гонконгу, я приготовился в полной мере насладиться много раз виденной в кино картиной: как садящиеся и взлетающие огромные лайнеры буквально скребут брюхом по фантастическим небоскребам. Феерическое зрелище. Правда, после 11 сентября это должно было бы выглядеть несколько жутковато. Увы! Ничего подобного увидеть мне не удалось. Самолет плавно заходил на посадку со стороны моря на широкую взлетную полосу, проложенную среди каких-то зеленых холмов и огородов. «Позвольте, а где же небоскребы?» Стюардесса со снисходительной улыбкой объяснила, что старый аэропорт в центре Гонконга уже давно стал слишком опасен и вот уже несколько лет как закрыт. Теперь все самолеты, прилетающие в Гонконг, садятся на острове Лантау, в новом огромном суперсовременном аэропорту Чеклапкок. Кстати, остров Лантау – это тоже Гонконг, поскольку последний совсем не точка на карте, а целая система из 234 островов, новых территорий, граничащих с континентальным Китаем, полуострова Коулун и собственно острова Гонконг – всего более тысячи квадратных километров. Сами понимаете, такую большую территорию одними небоскребами не застроишь. Найти их можно исключительно в самом сердце, на острове, давшем имя всей системе, и Коулуне. Остается лишь добавить, что сам Лантау больше главного острова в два раза.


ОСТРОВ МОЛИТВ

Местные жители очень сильно сожалеют, что именно в этом уголке дикой природы и средневековой цивилизации, среди зияющих горных вершин, ослепительных песчаных пляжей и лазурных заливов был построен Чеклапкок. Ведь вместе с ним появился и уникальный мост Синг Ма, связавший провинциально захолустный остров Лантау с большой землей. Проект соединения Лантау с новыми территориями существовал уже 120 лет, но лишь недавно вековая идея была осуществлена. Синг Ма торжественно открыли 22 мая 1997 года. Теперь достаточно сесть на машину или на скоростной поезд и через 20 минут оказаться на острове Молитв. Потому что именно таково второе название острова. Здесь находятся не только десятки маленьких храмов, но и главная святыня острова – монастырь По Линь со статуей Большого Будды высотой 24 метра. Это самая большая бронзовая фигура сидящего учителя. Чтобы взглянуть на нее на Лантау теперь устремляются тысячи туристов.
Надо учитывать, что самостоятельно доехать на автомобиле в это священное место не удастся. Дороги на острове настолько узкие и извилистые, что ездить по ним можно только имея специальное разрешение. И даже туристы на больших автобусах, приезжая сюда, пересаживаются в другие – поменьше. Местный автобус идет около часа и стоит 3 $ в один конец.
В любом случае побывать здесь стоит. Не из-за Будды, так из-за удивительной чистоты пляжей или чуть ли не первобытной рыбацкой деревни Тай О. С пляжами, однако, следует быть весьма острожным, то есть не заплывать далеко – возможно внезапное появление смертельно опасных тигровых акул. А вот Тай О – просто чудо. Это крупнейшее традиционное поселение на Лантау. Многолетняя оторванность острова от благ современного мира и цивилизации сохранила здесь все практически в первозданном виде. И триста лет назад здесь все выглядело приблизительно также. А первые рыбацкие семьи народа танка начали строить свои дома на сваях у самого берега более семисот лет назад. Так было удобнее выходить в море на лодках и возвращаться обратно.
Можете поверить, что Тай О – не исключение. Таких уникальных колоритных мест в бывшей английской колонии в Китае предостаточно. Как видите, Гонконг – это не только небоскребы и автомобили, а еще и 21 национальный парк и чудом законсервировавшиеся людские популяции, в основном рыбачьи, уцелевшие благодаря стопятидесятилетнему британскому колониальному господству.


ТРАНСПОРТНЫЙ КЛУБОК

Нигде в мире я не видел такой фантастически отлаженной транспортной системы как в Гонконге. Так что машину на прокат можно и не брать. Это и дорого, и руль правый, и проблемы с парковкой, и запутанные лабиринты мелких улочек. Можете поверить, что нет ничего проще, чем попасть из одного конца Гонконга в другой. Все главные острова связаны между собой широчайшей сетью мостов, тоннелей и эстакад. Так что чувствуешь себя здесь также комфортно, как и в любом другом крупном равнинном городе. В вашем распоряжении имеются и автобусы (от 10 центов до 4 $), и железная дорога, которая долетает до Китая за 30 минут (от 40 центов до 1 $), и метро (от 50 центов до 1.6 $), и паромы (от 25 центов до 3 $), и старый английский двухэтажный трамвайчик (10 центов), и бордово-золотой пик трам, идущий на пик Виктории, сердце Гонконга и самый дорогой элитарный квартал (туда – 1.6 $, обратно – 2.6 $). Не говоря уж о многочисленных такси (2 $ - посадка, 65 центов - место багажа, 2.6 $ за проезд по тоннелю, связывающему остров Гонконг с полуостровом Коулун). Такси бывают трех цветов. На Лантау – синие, на новых территориях – зеленые, в историческом центре – красные. Красные и зеленые не имеют права заезжать на противоположные территории.
С некоторой натяжкой к транспорту можно отнести и самый длинный в мире движущийся тротуар-эскалатор, построенный французскими инженерами. Как ни странно, но самый дорогой вид передвижения по старому Гонконгу – вымирающие рикши. Лицензии на подобный вид деятельности не выдаются уже очень давно. Так что скоро эта экзотика совсем исчезнет с улиц одного из самых необычных городов мира.


ОСТОРЖНЕЕ С ПОКУПКАМИ

Гонконг – одно из лучших мест в мире для покупок мобильных телефонов, фотоаппаратов, видеокамер и прочей электроники. Правда, подходить к этому делу нужно весьма осторожно и не терять голову от низких цен. Судите сами, если в Москве трубка GSM стоит 200 $, то в Гонконге можно найти магазины, где точно такая же будет стоить 100 $. В соседнем – 150, а в третьем 170. Разброс цен, который не поддается логическому объяснению. На все вопросы продавцам типа «а почему вон в том магазине на полтинник дороже или дешевле» тебе равнодушно замечают: «Покупай там…». В общем, порой, коммерсанты ведут себя очень странно, как будто вовсе не заинтересованы в том, чтобы ты что-то купил. Наверное, они и так слишком богаты, чтобы суетиться по таки мелочам. Но в любом случае ни в коем случае нельзя отдавать деньги, а тем более кредитные карты, не убедившись в том, что ваша покупка полностью исправна, комплектна и работает так, как вы хотите. Иначе может статься, что телефон будет работать не в том стандарте, не окажется нужной модели, чего-то нет на складе и прочее и прочее и прочее… А деньги уже уплачены, и вернуть их практически невозможно.
Особое восхищение вызывают часы: Патек Филипп, Роллекс, Брейтлинг по 200 долларов за штуку. Бизнес это, судя по всему, не совсем легальный, и держат его почему-то не китайцы, а в основном индусы, но отдавать так много за подделку, правда, при стопроцентном сходстве с многотысячными оригиналами в соседних бутиках, как то не поднимается рука. Скажу честно, я разглядывал долго и то и другое, но отличий не нашел. Поневоле задумаешься, а что и откуда продается в подобных магазинах у нас?


УДИВИТЕЛЬНАЯ МЕТАМОРФОЗА

150 лет назад на этом месте недалеко от берега стояла одинокая скала. Англичане усмотрели за ней великолепную бухту, которая смогла бы защитить их корабли от многочисленных тайфунов, и решили прибрать ее к рукам. С тех пор с этим местом случилась непредсказуемая метаморфоза. Из отсталого окраинного форпоста Китайской империи Гонконг, пройдя множество стадий, превратился в передовой экономический форпост Китайской Народной Республики. Сейчас – это уникальная концентрация банков, самые высокие пари на скачках, самое большое потребление коньяка на душу населения, Феррари и роллс-ройсы у подъездов шикарных отелей, самый крупный китайский ресторан и фантастические по разнообразию рынки морепродуктов. При этом необычайная набожность и суеверность, а также священное почитание древних традиций и соблюдение богатейшими людьми дедовского образа жизни. В общем, на первый взгляд, полное сочетание не сочетаемого. Такая вот интересная система. Впрочем, и на более высоком уровне, сочетание теперь не менее странноватое. Одна страна – две системы. Именно по этому принципу на ближайшие 50 лет будут строиться отношения между красной метрополией и особым административным районом КНР. Однако, побывав и там и там, становится очевидно, что первая система, по крайней мере, экономически последние десятилетия неуклонно движется в сторону второй.


 
Хостинг от uCoz