"ЛИМУЗИН" 2002 ноябрь  


МИФЫ НОВОЙ ГРЕЦИИ
.
.
Старенький Мерседес летел сквозь ночную тьму как запоздалая птица. Шины тяжело поскрипывали на поворотах, в подвеске раздавались не очень приятные стуки, а фары только и успевали высвечивать впереди отвесные скалы во мгле. Где-то сбоку внизу шумел Саронический залив, а седовласый грек, задумчиво усмехаясь своим мыслям в усы, только прибавлял газу. Ни слова не понимая по-гречески, я попытался объяснить ему, что совсем не хочу, чтобы мой жизненный путь окончился на острове Эгина. Лучше бы я этого не делал. Мой водитель решил, по всей видимости, что я куда-то спешу, и стал проходить дорогу по всем правилам гоночного искусства, выписывая красивую траекторию по обеим полосам дороги. Оставалось лишь уповать на то, что на встречу нам не вылетит такой же гонщик. «Греция, - пронеслось у меня в голове, - а мне здесь нравится!».


ДВА В ОДНОМ

Все мои представления об Элладе ограничивались до этого лишь «Мифами Древней Греции», популярным эротическим фильмом, появившимся в Советском Союзе одним из первых и, естественно, сиртаки. И то, что первый же попавшийся мне водитель оказался лихачом, стало для меня некоторой неожиданностью. Высадив меня возле отеля и взяв что-то около пяти долларов за пятнадцатикилометровую поездку, он умчался на своем бронзовом Мерседесе за очередными клиентами.
Невысокое одинокое здание на скалах нависало прямо над заливом и растворялось в ночи. Впрочем, самого моря видно не было, Только лишь шорох волн, бьющихся о камни, выдавал его присутствие. Тусклые фонари неровным светом освещали обшарпанные стены. «А еще говорили, что это лучший отель на острове, - подумал я, - и чего это меня понесло на эту Эгину». В тот момент мне казалось, что нет на земле более глухого и заброшенного места. Как я ошибался! Интерес взял верх над усталостью. Сначала пустынная аллея вывела меня на берег. Потом стали попадаться одинокие дома. Их становилось все больше, а затем, обогнув крутую гору, я неожиданно попал в такое кипени жизни, представить которое еще буквально пятнадцать минут назад было просто невозможно. Маленькая Агиа Марина поразила сразу: яркие огни сотен фонарей, неоновые вывески и красивые витрины, десятки ресторанчиков и потрясающий запах, вьющийся возле них, музыка, люди, гуляющие по центральной улице. Такой мгновенной и неожиданной перемены от полного уединения до точно такого же полного буйства ночной жизни, я не встречал, пожалуй нигде. Обычно бывало либо то, либо другое, а здесь, как говорится, два в одном.


ДРУГОЙ МИР

Греческие острова – это совершенно другой мир. Мир мифов и легенд, в котором вам покажут, где находится дворец Одиссея, пещеру в которой Иоанну явилось откровение, лабиринт Минотавра, место, где родился Гиппократ, известный всему современному человечеству, исключительно благодаря врачебной клятве и даже Олимп, где жили боги. Геракл, Тесей, Ахилл, - а я то думал, что все это выдумки, а оказывается на множестве островов вам предоставят следы их материального пребывания в этом мире, что-то связанное с их земной жизнью. Все это как то не вяжется с современным миром: ракеты, компьютеры, а тут достаточно придти в афинский порт Пирей, заплатить несколько долларов, сесть на паром или на «Ракету», и через пару часов оказаться практически в знакомой с детства книге Куна. Надо сказать, что цены на паромы сильно рознятся от расстояния и сезона. Например, летом билет из Афин на Крит будет стоить от двадцати до семидесяти долларов в зависимости от класса каюты. При желании долларов за шестьдесят можно переправить и машину, но это уже из области извращений. Зимой цены, естественно, на порядок ниже.
До многих островов, конечно, можно долететь и на самолете. Цены вполне сопоставимы с паромными, но, во-первых, тогда вы не почувствуете всей прелести настоящего путешествия в стихии Посейдна. А ведь Эгейское море – это, само по себе, часть легенды, в которой царь Эгей бросился со скалы в море из-за досадной забывчивости своего сына, не сменившего траурные паруса. А во-вторых, самолеты летают далеко не везде. В Эгейском море есть острова, где и машин-то не встретишь. И главным транспортным средством здесь уже тысячелетиями остаются ослы. В первую очередь, по причине недорогой стоимости эксплуатации.
На самом деле, и такси, на маленьких островах – большая проблема. Единственный и самый надежный способ путешествия – это автобус. Билеты продаются на каждой остановке, коих на маршруте великое множество, или у водителя. Стоят они около пятидесяти центов, так что, как видите, за полдоллара можно спокойно путешествовать по самым отдаленным уголкам этой удивительной страны.
Но лучше всего, конечно, будет нанять яхту и опытного капитана, который сможет провести вас по самым интересным островам. Стоит это, правда, очень дорого. Счет идет на тысячи долларов, но сами понимаете, за то, чтобы оказаться в сказке, надо платить.


ГРЕЧЕСКАЯ СМОКОВНИЦА

«Берегите паспорт!», - с этим необычным предупреждением сталкиваются очень многие, кто оказывается в Греции. И это не шутка. Я до сих пор думал, что преступников интересуют исключительно деньги, а документы можно спокойно оставлять без присмотра. Греция – исключение. Здесь наш паспорт стоит гораздо больше, чем можно обнаружить в кошельке среднестатистического российского туриста. И двое моих знакомых, лишившиеся документов именно в Греции легко это подтвердят. Дело в том, что на наши удостоверения личности идет настоящая охота. Потом по ним каким-то самым непостижимым образом проживают те самые «греческие смоковницы», коих здесь великое множество. Они работают в ночных клубах и стрип-барах, борделях и кабаре. Естественно, многие из них попадают в страну нелегально под вымышленными именами и подложным документам. Ваш паспорт становится для них единственной возможностью законного нахождения в стране. Причем конкуренция среди девушек на хорошие места очень большая, да и в клиентах недостатка не наблюдается. Солнце, море, местное вино или узо – греческая анисовая водка, низкое звездное небо, расслабленная атмосфера, - все это настраивает на романтический лад. В общем, пограничники с некоторых пор весьма подозрительно относятся к прибывающим гражданкам из бывшего Советского Союза и очень настойчиво выспрашивают цель визита в Грецию. Так что, если не хотите нажить себе лишних проблем – берегите паспорт, а еще лучше сделайте предварительно с него ксерокопию. В критической ситуации это поможет хоть как-то обозначить свою личность.


ГОРОД БОГИНИ АФИНЫ

Всю свою сознательную жизнь я мечтал попасть на акрополь и увидеть Парфенон, идеальный храм, спроектированный великим Фидием. Мечта моя сбылась, но впечатление от этого чуда света было безнадежно испорчено. И дело не в том, что храм был весь в лесах. Видно, я был не один такой умный. Уже через пятнадцать минут после открытия акрополя лестница, ведущая на него, стала напоминать эскалаторы и перроны московского метро в час пик. Такого количества людей, стремящихся приобщиться к вечности, я давно не видел. Так что с этой точки зрения, отдаленные памятники на небольших островах, где можно наслаждаться ими в полном одиночестве, производят гораздо большее впечатление.
Ну а Афины – это Афины и ничего тут не добавишь, ни убавишь. Город с многотысячелетней историей, множество раз разграбленный и все же сохранивший свою античную сущность. Разобраться в хитросплетениях улиц здесь непросто. Именно поэтому я не советую брать машину напрокат. Добавьте к тому же пробки и несоблюдение элементарных правил, хотя к этому нам не привыкать, а также многочисленные автобусы и троллейбусы. Кстати, Афины – один из не многих европейских городов, где можно встретить эти рогатые чудовища. В Москве на них как-то не обращаешь внимания, но здесь… Если бы вы только могли представить, как раздражают все эти провода, постоянно лезущие в кадр.
В общем машина в Афинах просто не нужна - все самое интересное находится в центре. Главные памятники можно спокойно обойти пешком, или, в крайнем случае, объехать на такси. Сэкономите массу нервов, времени и денег. Стоить это будет недорого – пара долларов за поездку. К тому же, путешествуя по греческой столице пешком, а не на машине, можно обнаружить такое, чего не встретишь ни в одном путеводителе. Конечно, сейчас приближается олимпиада, и все могло измениться, но тогда, когда я был в Афинах, многие центральные кварталы, отдельные дома или улицы начинали очень смахивать на трущобы: полуразрушенные дома с пустыми глазницами окон, заброшенные здания. Греки, с которыми мне удалось познакомиться, так и говорили: «Если их не приведут в порядок к олимпиаде, то не сделают это уже никогда». Что ж, тот, кто отправится в Грецию в ближайшее время, может проверить справедливость этих слов.


ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Лучший способ передвижения по материковой Греции – это, безусловно, автомобиль. Тем более, что взять напрокат машину не так уж и дорого. В среднем это удовольствие обойдется долларов в 40-50 в день. Бензин, правда, будет стоить центов 80 за литр, но удобства, которые вы приобретаете, и полная свобода передвижения стоят этих денег. Греция буквально усыпана древними руинами, и только на машине вы сможете отправиться, куда вам заблагорассудится. Платных дорог немного, в основном, это главные магистрали, такие как Афины - Салоники, Афины - Патры, Игуменица – Лариса. И их при желании можно легко объехать.
При этом, следует учитывать тем не менее, что ездить по дорогам Эллады нужно очень осторожно. Как вы, наверное, уже поняли, греки с наслаждением нарушают правила. Влипнуть в аварию, поэтому не составляет ровно никакого труда. Но это еще не все - с другой стороны баррикад находится полиция, которая по словам местных жителей в последнее время совсем озверела. Раньше ее вообще не видно было, а теперь – житья не стало. Непристегнутый ремень или парковка – пятьдесят долларов, штраф за превышение скорости начинается от ста долларов, в общем, разориться можно.
Хотя один мой знакомый, развернувшись случайно через две сплошные линии на глазах у патрульных дорожной полиции, больше часа убеждал их, что в России все наоборот – двойная разделительная полоса – означает, что через нее можно разворачиваться, а вот одинарная – нет. Вот он строго по российским правилам и нарушил греческие. Неувязка маленькая, так сказать, вышла, но больше ни ни… В конце концов страж порядка отпустил его с миром, объяснив, какие линии что обозначают. При этом, он даже не проверил права, которых, надо сказать, у моего приятеля вообще не было. Так что не все так страшно, нужно только иметь дар убеждения.


РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Уезжал я с Эгины, конечно, совсем в другом настроении. Вез меня все тот же таксист, он, кажется, был чуть ли не единственным на этом острове. Проносящаяся мимо не раз пройденная и езженная горная дорога уже не казалась мне такой страшной, а грек, по большому счету, мог бы и еще прибавить. Как все-таки со временем меняется восприятие.
Греция – фантастическая страна. Чем больше ты здесь находишься, тем больше она тебе нравится. Ну что может быть лучше, скажем, православных храмов, в которых можно сидеть, как в католических? Впрочем, это уже детали.
Вернувшись домой, вы будете рассказывать друзьям массу всевозможных завораживающих историй, которые произошли с вами или могли произойти. Это не важно, потому что граница между вымыслом и реальностью в стране легенд со временем стирается. И вы сами, того не осознавая, становитесь автором мифов новой Греции.



 
Хостинг от uCoz