"ЛИМУЗИН" 2002 февраль  


СТРАНА НЕПУГАНЫХ ТУРИСТОВ
.
.
В центре Сиднея на Бридж стрит стоит дом с сорока восьмью нишами. В них установлены статуи людей, которые сыграли важную роль в открытии Австралии. Интересно, что на этом здании еще есть пустые ниши. Так что, отправляясь в путешествие по этой стране, вы имеете все шансы войти в историю. Нужно только найти на этом фантастическом континенте что-нибудь новое. И тогда ваше изваяние вполне может стать в один ряд с изваянием капитана Кука, который открыл для Великобритании новый южный континент. 29 апреля 1770 года «Индевор», именно так называлось его судно, бросил якорь у покрытых пышной растительностью берегов. Так началась история Австралии.


ПЕРВЫЕ СЮРПРИЗЫ

Надо сказать, что я во время своего путешествия по Австралии на изваяние в нише, конечно, не наоткрывал, но лично для себя обнаружил много нового и неожиданного. Например, что общественный транспорт – это не набитый автобус, а скорее даже некое подобие аттракциона. В Сиднее в пределах исторического центра проложена монорельсовая дорога. За три с лишним доллара можно купить билет на весь день, кататься сколько угодно в удобных полупустых вагончиках и увидеть сверху все самое интересное. Ну а если возникает желание отправиться куда-нибудь подальше, например, на шикарный пляж в район Менли, то к вашим услугам водное такси. За пять долларов юркие желтые скоростные лодки в мгновенье ока доставят вас практически в любую точку Сиднейского залива.
Еще одним сюрпризом стало здание оперы. Сотни фотографий не могут передать натуральные размеры этого парусообразного сооружения. На картинках сиднейская опера кажется гораздо больше, чем есть на самом деле. Первое впечатление от оперы, спроектированной Йорном Утцтоном на мысе Бенелонг – «какая же она маленькая!». Со временем, правда, к этому привыкаешь и перестаешь замечать. Зато другой символ Сиднея – знаменитый мост-вешалка просто огромен, намного больше, чем можно было предположить. Кстати проезд по нему платный – 1 доллар. Впрочем, чтобы попасть на другой берег, когда моста еще не было, нужно было проехать 14 километров.


АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАЙ

Пожалуй, главное открытие, которое мне удалось сделать – это то, что Австралия лучшее место на земле для путешествия на автомобиле. Судите сами: огромный континент, но всего одно государство, а значит один язык и деньги, никаких границ, пропускных пунктов, досмотров и пограничников, кроме того, абсолютная безопасность, даже в самых диких и, казалось бы, жутковатых местах, а также потрясающее радушие местных жителей. Где еще вы сможете переехать из влажных тропических джунглей в красную раскаленную пустыню, а затем прокатиться по плодородным речным долинам? Просто рай для автопутешественника.
За окном проносятся фантастические картины дикой природы, слегка, однако подпорченные человеком: аккуратные мегаполисы, ухоженные фермы или прилизанные до безобразия провинциальные города, от которых за версту несет английским происхождением. При этом надо очень постараться, чтобы найти страшных крокодилов, ядовитых пауков величиной с блюдце или еще какую зловредную живность, которой бывалые путешественники обычно пугают доверчивых туристов. Конечно, где-нибудь в самой далекой глуши это все, наверное, есть, но вот дорог там нет, так что из окна машины вряд ли все это удастся разглядеть. И даже не из окна. Гид -лодочник, который, явно «косил» по крокодила Данди, битых два часа возил меня по мутной реке в поисках кровожадных тварей, но не нашел даже самого завалящего крокодильчика. Объяснил он этот конфуз очень просто: крокодилы, дескать, боятся шума лодочного мотора и ложатся на дно. Коротко и ясно.
Та же история и с кенгуру. Я ожидал, что они просто стадами будут бросаться мне под колеса. Не зря же в их честь назвали кенгурятники. Куда там, ровное гладкое шоссе, и за все время ни одного кенгуру. Да и кенгурятников на машинах гораздо меньше, чем в Москве. А это тоже наводит на определенные мысли. После этого рассказы о том, что попугаи, привыкшие к подачкам, в парке Какаду запросто могут разбить клювом лобовое стекло, требуя пищи, уже не производили особо сильного впечатления.
Чтобы познакомиться, наконец, с австралийской фауной в полной мере, мне пришлось оставить автомобиль и пойти в парк диких животных. Вот уж, действительно, интересное зрелище: и крокодилы, и павлины, и динго, очень милые, плюшевые, но необычайно вонючие коалы, нагловато-презрительные птицы кукобарры, злобные, похожие на огромную крысу, тасманийские дьяволы. Ну а про кенгуру и вовсе говорить нечего – выглядят как полные придурки. Сильное впечатление. Но за такие открытия памятников явно не ставят. Зато я теперь очень понимаю Джозефа Бенкса, который уговорил Кука назвать место их высадки Ботаническим заливом.


ДОРОГА НОМЕР ОДИН

Основная магистраль N1, опоясывающая континент по периметру, протянулась больше чем на 10 000 километров вдоль берега. Если есть желание, время и возможность, то можно проехать по этой дороге вокруг всей Австралии. Можете поверить, это миниатюрное кругосветное путешествие будет самым запоминающимся приключением в вашей жизни. Главное не ошибиться с погодой, то есть не попасть под ливень или муссон на севере. После них дороги в районе Порта-Дуглас, проложенные среди девственных мангровых лесов, становятся абсолютно непроходимыми.
Впрочем, столь долгое путешествие за рулем может быть слишком утомительным даже для самого отъявленного автомобилиста. Можно выбрать маршрут покороче. Например, по следам капитана Кука, который впервые исследовал западное побережье Нового Южного Уэльса – от Мельбурна до Кернса, через Сидней, Брисбен и все золотое побережье до Большого барьерного рифа. Недалеко отсюда 22 августа 1770 года Кук провозгласил эту землю собственностью британской короны. Обратно можно вернуться на самолете. Внутренний билет практически в любой конец Австралии стоит около ста долларов. Расстояния здесь только на карте кажутся маленькими. Так что совмещать переезды с перелетами будет гораздо удобнее.
В пустынную внутреннюю часть Аутбэк лучше вообще не заезжать. Как предупреждают местные жители можно запросто заблудиться. В любом случае, отправляясь в подобное путешествие, нужно сообщить об этом местным властям. При сорока градусах жары в раскаленных камнях пара бутылок воды припасенная на весь день кончается в полчаса. Именно по этой причине в Алис Спрингс мне не удалось взять машину, чтобы проехать 400 километров к главной святыне всех аборигенов – скале Улуру, которая по их преданиям появилась еще до периода сновидений. Может быть, это, действительно, было бы опасно, а может – это просто политика местных турфирм: за машину с водителем с меня попросили 300 долларов. Хотя, обнаружив однажды на дороге знак, который совершенно недвусмысленно сообщал, что передо мной последний ресторан на ближайшие семьсот километров, я подумал, что, наверное, правильно мне не дали машину.


ШЕСТЬЮ ДВА – ДВЕНАДЦАТЬ

- С вас 12 долларов, - механически улыбаясь, проговорила невысокая австралийская девушка, собиравшая плату за паромную переправу.
Через мгновенье ее рабочая улыбка слегка поблекла. Молодая пара в соседней машине, судя по всему, туристы из Европы, попыталась заплатить кредитной картой.
- Извините, мы принимаем только наличные.
- Но у нас нет…
- Что ж в таком случае мы с удовольствием переправим вас
обратно.
Как видите, не я один делал открытия в Австралии. Наивные западные путешественники, теперь они точно знают, что всегда нужно иметь с собой наличные, где бы ты ни был, даже в такой цивилизованной стране как Австралия. Впрочем, откуда им было это знать. Ведь они не жили в России, и не вооружены нашим подозрительным отношением к пластиковым деньгам. И вот результат – выстояли больше часа в длиннющей очереди на паром, переправились на другой берег, а теперь поедут обратно в Моссманн – микроскопический «сахарный» город, все население которого зарабатывает на жизнь производством сахара из тростника на местной мельнице. И не факт еще, что в этом городишке найдется банкомат, не говоря уж о работающем банке. А другого пути на ту сторону реки Дейнтри нет. Местные власти специально не строят мост, чтобы сохранить в неприкосновенности дикую природу национальных парков и старые аборигенские святилища, которые как раз и находятся по ту сторону реки на полуострове Кейп-Йорк. Да там за Куктауном, названном так в честь капитана Кука, и электричество то не везде есть, не говоря уж о нормальной дороге. Придется этим незадачливым туристам теперь ночевать в Моссманне, а все из-за того, что не нашлось в кармане каких-то жалких шести американских долларов.
Кстати, о долларах: за один американский в банках дают два австралийских. Это очень удобно. Делишь цену на два и получаешь стоимость в привычной нам валюте. Правда, если менять в обычных уличных обменниках, то курс может быть намного хуже – 1.8 или даже 1.7. Так что лучше сразу поменять нужную сумму в нормальном банке.


ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОСТОРОННЕГО ДВИЖЕНИЯ

В Австралии огромное количество прокатных контор. Можно взять автомобиль любого класса: от малолитражек до лимузинов и спортивных машин. Причем цены на автомобили среднего класса вполне приемлемые. Стандартная Тойота Королла, взятая на три дня обойдется приблизительно в 50 US$ в день с полной страховкой. Если арендовать машину в мелких компаниях, то цена будет значительно ниже. И чем больше срок, тем, естественно, меньше будет цена.
Поначалу нужно быть особо осторожным – Австралия – бывшая английская колония и движение здесь, соответственно – левостороннее. Так что первые пару дней вам нужно будет привыкнуть к машине. Когда же, вы, наконец, перестанете включать дворники вместо поворотников, хвататься за дверную ручку при каждом переключении скоростей и выезжать левыми колесами на обочину, то можно смело отправляться в путешествие. Освоиться с левым рулем не так уж и сложно, главное никуда не спешить, постоянно держать в голове, что здесь все наоборот и тридцать раз подумать, прежде чем куда-то повернуть, особенно тогда, когда на пути возникает круговое движение.
Кстати, аренда машины – это тот случай, когда без кредитной карты не обойтись. Мало ли что может случиться. При аварии по вашей вине вам придется заплатить первое покрытие, которое составляет обычно 150 долларов. Но нужно учитывать, что это только на асфальтовых шоссе общего пользования. Если же вы съехали на бездорожье или какую-нибудь разухабистую проселочную дорогу, а там устроили небольшую катастрофу, то сумма первого покрытия возрастает до 600 долларов.
Видимо, не стоит даже и говорить, что выпивать за рулем категорически противопоказано. Первый же подобный опыт едва не закончился в полиции. Дело было глубоким вечером в Мельбурне недалеко от дома, где родился капитан Кук. Но постойте, он же родился в Англии!? Вот тебе и очередное откровение. Австралийцы так чтут этого человека, что посчитали своим долгом купить в тридцатых годах прошлого века этот коттедж у англичан. Они по кирпичику перевезли его в Мельбурн.
Но так вот, пары бокалов виски вполне хватило, чтобы сразу же выехать на встречную полосу. К счастью, машин в это время было немного, и мне сразу же удалось вернуться, куда положено. Как всегда бывает в таких случаях, мимо проезжала патрульная машина. Надо же, какое неприятное открытие: в Австралии тоже есть полиция. За две недели, проведенные в стране, я и забыл, что существуют такие люди, чьей работой является поддержание порядка. А я то думал, что здесь он сам собой соблюдается. Естественно, мое зигзагообразное движение не могло не заинтересовать стражей порядка. Меня спасло только то, что как раз в этот момент очередной лихач проверял насколько быстро его Ауди ТТ может войти в поворот, в результате чего чуть не снес светофор. После этого полиция, как вы понимаете, потеряла ко мне всякий интерес и переключилась на серебристую спортивную машину. Больше полиции я в этой стране не видел.
Несмотря на то, что в Австралии скорость ограничена шестьюдесятью километрами в час в городе и ста на шоссе, погонять здесь любят. Нередко ночную тишину внезапно разрывает рев раскрученного до предела двигателя и скрип покрышек. Это значит, что какой-нибудь очередной автолюбитель решил прокатиться с ветерком. Количество Ягуаров, Порше, заряженных Ленсеров или Лотос очень велико.
Очень многие арендуют старые лимузины для церемоний или праздников. Взять Кадиллак конца тридцатых годов или, скажем Роллс-Ройс Фантом 2 1929 года – не проблема. Но больше всего на дорогах попадается стареньких Эм Джи, которые благодаря прекрасному климату находятся в отличном состоянии. Не удивительно, что их владельцы любят погонять отдуши. Хотя иногда для этого нужно быть весьма отчаянным человеком. Я никогда не мог упрекнуть себя в любви к медленной езде. Открытие было сделано на Тасмании на дороге от Хобарта к порт Артуру, руинам самой страшной некогда тюрьмы в Австралии. Судите сами: узкая извилистая профилированная дорога, на которой с трудом разойдутся два автобуса, да еще с постоянными перепадами высот и неприветливыми глубокими обочинами совершенно не располагала к лихачеству. Извините, это же не гонки, быстрее пятидесяти уже не хочется ехать. А дорожные знаки словно насмехаются над тобой: ограничение скорости – сто. Осталось утешать себя тем, что, если бы руль был с нормальной стороны, то я бы им показал…


ДОМ НА КОЛЕСАХ

Существует еще одна очень хорошая возможность по-настоящему познакомиться с Австралией. Нужно просто взять на прокат самый обыкновенный моторхоум. Можно выбрать на любой вкус и размер: от самых больших до самых маленьких. Микроавтобус с одной двуспальной кроватью, кондиционером и газовой плитой будет стоить долларов 80-100 в день, а шикарный четырехспальный дизельный дворец с душем и туалетом потянет долларов на 150. Минимальный срок одна или две недели – зависит от компании. Пробег не ограничен. Бензин – около сорока центов за литр. На любителя полноприводная модель «Буш Рейнджер», менее комфортабельная, но на ней, действительно, можно проехать практически где угодно.
В зависимости от сезона или повышенного спроса цены могут слегка меняться. Но в любом случае вы получаете автомобиль и отель «в одном флаконе». Если вы вполне можете обойтись без шикарных апартаментов и приехали за настоящими впечатлениями, то это будет отличное решение, да и экономия получится неплохая. При этом никаких проблем с домами на колесах возникнуть не должно. Вдоль австралийских магистралей или около национальных парков располагаются кемпинги и специальные площадки для отдыха, где можно найти душ, туалет, электричество, а также мангалы для барбекью. Арендуя моторхоум, вы обычно получаете подробную карту с указанием таких мест. Правда, находится в них можно не дольше двух дней.
Конечно, в крупных городах на таких машинах передвигаться не очень удобно, но проблема решается просто. Вы путешествуете по стране, а в начале, в конце или посередине отдыхаете, где захочится, в полном комфорте.
Всем хороша Австралия. Единственная, но, пожалуй, самая большая проблема – это ее расположение. Слишком уж она далеко от России. А потому стоимость перелета колеблется от 1200 до 1400 американских долларов. Так что если уж платить такие деньги за дорогу, то ведь не на одну неделю ехать. В такое путешествие нужно отправляться надолго – на месяц, например, никак не меньше. Например, первое путешествие Джеймса Кука в Австралию продолжалось больше двух лет. Правда, у капитана не было автомобиля.


НАПОСЛЕДОК

Самое популярное и экономичное средство передвижения по Австралии – междугородний автобус. На нем можно объехать практически всю страну. Водители периодически останавливаются возле ресторанчиков, а также работают гидами, постоянно рассказывая о том, что вы проезжаете в данный момент.

За всю историю Австралии от зубов акул погиб 501 человек. Последний случай произошел во время сиднейской олимпиады.

Большой барьерный риф – одно из величайших природных чудес, самый большой в мире коралловый риф. Он пролегает от Папуа Новой Гвинеи на севре до Южного тропика на юге – более 2000 километров, ширина – до 80 километров.

В 1901 году австралийцы преобразовали Австралийскую федерацию в федерацию штатов. Однако проблема выбора единой столицы между Сиднеем и Мельбурном оказалась неразрешимой. В результате столицей стала Канберра – городок у подножия Голубых гор на пути между двумя бывшими претендентами. Конкурс на строительство выиграл американский архитектор Гриффин.

Последний раз следы знаменитого сумчатого тасманийского волка – тилацина видели в сороковых годах. В 1986 году тилацина признали вымершим животным. Однако больше половины лесов Тасмании до сих пор не исследованы и постоянно появляются люди, которые утверждают, что видели это животное.

После победы России над Наполеоном австралийцы ни с того ни с сего решили, что теперь Российская империя уж точно захочет вторгнуться в Австралию. Русского нападения ждали почти весь девятнадцатый век. Для зашиты от него понастроили множество фортов, пушки которых за всю историю не сделали ни единого выстрела.

Возле города Балларат воссоздан замечательный поселок времен золотой лихорадки – Соверен Хилл. Более трехсот человек работают и живут в этом фантасмагорическом месте, воссоздавая картины прошлого Австралии. Здесь до сих пор течет речушка, в которой тысячи туристов самозабвенно моют золото.

Австралия – это самый большой в мире остров и самый маленький континент.


 
Хостинг от uCoz