"ЛИМУЗИН" 2002 май  


ПУТЕШЕСТВИЕ В СТИЛЕ КАРНАВАЛА
.
.
То, что путешествие будет непростым, стало понятно уже в самолете, вылетавшим из Франкфурта в Сан-Паулу. В посадочном талоне совершенно недвусмысленно значилось - ряд 43 место F. Все бы ничего, но только рядов оказалось всего 40. Самолет был битком набит немецкими туристами, отправлявшимися в Рио-де-Жанейро, и потому стюардессе не осталось ничего другого, как отвести меня в бизнес класс. При этом она меланхолически произнесла: «Это Бразилия!» Я понял, что для меня карнавал уже начался.


НЕОБЫЧАЙНАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ

Оказавшись в Бразилии, следует сразу отказаться от многих привычных условностей нашей жизни. Нужно понять, что карнавал, это не просто ежегодное безумие, которое захватывает всю страну, а образ жизни и способ мышления. Приняв это, вы перестанете многому удивляться, а также раздражаться по мелочам. И сделать это придется, поскольку в противном случае путешествие на родину самбы превратится в сплошную нервотрепку и не доставит никакого удовольствия. На такие мелочи, как таксисты, не обремененные скоростным мышлением, постоянные опоздания всех и вся, в том числе и туристических агентов и автобусов, безумное дорожное движение, не подчиненное никаким законам, отвратительные запахи, настигающие вас в самых непредсказуемых местах, несоответствия ожидаемого и увиденного, просто не нужно обращать внимание. Можете быть уверены на все сто процентов, что все это, а также многое другое будет происходить с вами постоянно. По мнению местных жителей, к таким мелочам нельзя относиться серьезно, потому что единственное, что заслуживает подобного к себе отношения, это карнавал. И ничего с этим поделать нельзя. И хотя карнавал в современном виде возник лишь в тридцатых годах двадцатого века, еще в 17 веке иезуитский священник Жозе де Анчиента убивался, что очень тяжело работать в стране, где все только и думают о песнях, танцах и развлечениях под зачаровывающий гул Атлантического океана.
Как следствие практически все бразильцы необычайно радушны и приветливы. Они жизнерадостны, беззаботны и обожают фотографироваться. Они с удовольствием поговорят с вами о жизни, выпьют кружку пива, просто улыбнутся без всякого повода, подняв вверх большой палец – любимый жест местного населения. Их женщины очаровательны, влюбчивы и доступны. Такой расслабленный ритм жизни может создать ложное ощущение полной безопасности. Но на самом деле, это не так. То есть, если у вас нет при себе никаких ценных вещей, то вы спокойно можете наслаждаться этой неповторимой атмосферой тропического ничегонеделания. Но вот если с вами деньги, ценности, фото- или видео-камера, то расслабиться нельзя ни на минуту. В любой момент вы можете всего этого лишиться, причем по милости все того же замечательного бразильца, который еще улыбнется и скажет вам на прощание «спасибо». А что делать? Законы карнавальной жизни одинаковы для всех.


О, РИО - РИО

Рио-де-Жанейро совсем не похож на тот город, который рисовал в своем воображение незабвенный Остап Бендер. Мне показалось, что этот город создан совсем не для того, чтобы ходить по нему в белых штанах, а для того, чтобы летать по нему на вертолете. Кстати, многие фирмы предлагают вертолетные экскурсии. Стоят они довольно дорого: 43$ с человека за семиминутный полет. Зато в таком ракурсе все выглядит, как на стандартной открытке: белоснежные пляжи, лазурный океан, ослепительные пейзажи. Но все это длится лишь считанные минуты. Жить то все-таки приходится на земле. А, потому спустившись с небес на землю, замечаешь многое, чего видеть бы совсем не хотелось: грязные улицы и обшарпанные дома, нищих и бомжей, беднейшие кварталы вперемешку с дорогими районами и обветшалыми аристократическими особняками. Разобраться в лабиринтах огромного города совсем непросто.
Дорог в Рио много, но это не спасает от многочисленных пробок. Иногда помогает реверсивное движение. Если днем машины по набережной Копакабаны едут в две стороны, то утром только в одну. Хитроумные мосты, эстакады, тоннели и развязки, а также немногочисленные указатели способны запутать кого угодно. Для поездок на длинные расстояния, например, в летнюю резиденцию императора Педро второго Петрополис (60 километров) или очаровательный колониальный городок Парати (300 километров) лучше нанять машину с водителем на весь день. Сделать это в большинстве случаев можно прямо в отеле. Мне это удовольствие стоило 280 реалов или около 115 долларов. Впрочем, старенький Фиат Темпра, как оказалось, тоже был не прочь покарнавалить. На подъезде к Петрополису он неожиданно закипел. И мне не оставалось ничего другого как с любопытством наблюдать «танцы» водителя вокруг машины. Для того чтобы привести ее в чувство ему понадобилось минут тридцать.
Для поездок по городу лучше воспользоваться услугами многочисленных таксистов. Посадка стоит 1 доллар (2.4 реалов), ну а дальше все зависит от того, куда вы едете. Средняя поездка обойдется долларов в пять. Кстати плата за такси из всех аэропортов Бразилии фиксированная. Зависит она от того, на каком расстоянии от города находится аэропорт. В Рио-де-Жанейро или Манаусе - это 25 реалов (10$), в Сальвадоре или Сан-Паулу - 50 реалов (20$). За меньшие деньги найти машину из аэропорта невозможно.
Фиксированной оказалась и плата в финальную карнавальную ночь. Если на самбодром, специальный стадион для танцев, напоминающий стартовую прямую формульного автодрома, я добрался за 11 реалов, то обратно на Копакабану – уже за 38 реалов. Таксист вежливо показал какую-то официальную бумажку с тарифами. После чего сразу стало понятно, что в эту ночь не работает ни один счетчик.
Чтобы поближе познакомиться с двумя главными символами Рио-де-Жанейро придется воспользоваться подъемниками. Но если на Сахарную голову - знаменитый живописный четырехсотметровый холм в бухте Гуанабара, протянут вполне современный фуникулер (20 реалов), то чтобы увидеть знаменитую статую Христа, установленную на горе Корковадо, придется прокатиться на специальном весьма допотопном трамвайчике. Подъем и спуск будут стоить 10 реалов (4$). Хотя в принципе туда же идет и дорога, по которой можно подъехать на такси практически к основанию статуи. Но в этом случае придется заплатить 5 реалов (2$) с человека за въезд в национальный парк.
Надо сказать, что, оказавшись возле знаменитой скульптуры, испытываешь некоторое разочарование. Казалось бы – вот оно - всемирно известное место, о котором ты мог только мечтать, но… что-то не то. Казаться не таким, как ты есть на самом деле один из принципов тех, кто участвует в карнавале. Маска скрывает истинное лицо. И здесь все как раз, так и происходит. Много раз виденная на фотографиях скульптура оказалась намного меньше, чем представлялась. Я то думал, что она, действительно, давлеет над городом и равна по размерам, скажем, статуе свободы в США. Увы, символ Рио-де-Жанейро оказался настолько маленьким, что с улиц города его почти не видно. Не зная, что искать, эту скульптуру можно и не заметить.


ТЕАТР В ДЖУНГЛЯХ

Если вы уж собираетесь отправиться в Бразилию, то пройти мимо Амазонию, которую называют легкими планеты, будет непростительной глупостью. Именно здесь находится крупнейший портовый город Манаус и здесь же от слияния черных вод Рио Негро и рыжих Солимоес рождается Амазонка. Причем первые десять километров рыже-черная вода течет бок о бок, не перемешиваясь друг с другом. Чтобы увидеть это необычное зрелище нужно лишь обратиться в одно из многочисленных турагнтств, предлагающих походы в джунгли. Конкурирующие фирмы способны удовлетворить любы запросы. От однодневной прогулки или часовой вертолетной экскурсии за 1000$ до самых настоящих недельных экспедиций в гости к индейцам. Во время которых, вам, возможно и посчастливится увидеть хотя бы одну дикую обезьяну. Мне, во всяком случае, за два дня сделать это не удалось. Стандартный однодневный тур будет стоить около 130 реалов (54$) на человека. Кроме свадьбы рек вам обеспечат рыбалку на пираний, небольшую прогулку по джунглям с подробным описанием местной флоры и фауны, а также ночное знакомство с местными кайманами, а также всевозможные красоты природы, такие как, например, огромные лилии с метровыми листьями.
А как же законы карнавала? Неужели в джунглях им не осталось места? Конечно, нет. Если не считать неувязки с обезьянами, то оперный театр Манауса – лучшее тому подтверждение. Манаус возник на волне каучукового бума в начале двадцатого века. Разбогатевшая аристократия вынужденная жить в таких диких условиях, возжелала получить для отдохновения души самый настоящий оперный театр, который и был возведен буквально среди непроходимых джунглей. Все материалы везли из Европы и с оглядкой на последнюю. Так что, сегодня оказавшись в бархатных ложах театра, в котором в основном играют русские эмигранты, начинает казаться, что ты находишься где-нибудь в тихой провинциальной Европе, скажем в Вене. Но иллюзия полностью разрушается, когда ты выходишь наружу. Это не Австрия – это Бразилия!


ОСОБЕННОСТИ АВТОПРОКАТА

Бразилия занимает почти половину Южноамериканского континента. Если умножить это на романтизированное представление русского человека об этой латиноамериканской стране, то запросто может возникнуть желание проехать все страну на машине. На мой взгляд, делать этого не следует и не только потому, что это будет слишком утомительно. Безусловно, есть города, например, Фоз де Игуасу или новая столица Бразилиа, построенная учеником Корбюзье Оскаром Нимеером, где без машины не обойтись. Но есть и скажем, как Сан-Паулу, где автомобиль может оказаться в тягость. Разобраться в хитросплетениях улиц пятнадцатимиллионного мегаполиса будет не только невероятно сложно, но и опасно. Маленькая деталь: таксист, который увидел, что я снимаю из окна машины, попросил убрать камеру, мотивируя это тем, что какой-нибудь лихой кабальеро на мотоцикле может заметить это, догнать нас, пострелять из пистолета и забрать фотоаппарат себе. Наверное, не стоит говорить, что уличные пейзажи главного промышленного центра Бразилии после такого предисловия предстали совершенно в ином свете.
А вот Бразилиа, пожалуй, самый безопасный и опрятный из всех бразильских городов. Здесь начисто отсутствуют фавелы – непременный атрибут этой страны. Но передвигаться пешком здесь невозможно. Построенный в 1960 году конструктивистский город был устремлен в будущее. Тогда считалось, что в наши дни все будут ездить на машинах. Для этого все и приспособлено. Столицу, спланированную в форме ибиса, пересекают широченные магистрали и проспекты. Здания построены на большом расстоянии друг от друга. И чтобы осмотреть главные творения Нимейера, придется проехать не один десяток километров. Я, например, проехал за один день по относительно небольшому городу больше ста. Взятый в компании «Локализа» Фиат Палео стоил 80 реалов в день при пробеге до ста километров. Каждый следующий километр добавлял к счету 0.46 реала.
Приблизительно столько же стоила машина и на знаменитых водопадах Игуасу. Бензин по всей стране продается за 1.4-1.6 реалов за литр или около шестидесяти центов. Опыта общения с полицией Бразилии у меня не было. Но, судя по всему, местные «гаишники» тоже большие поклонники карнавала. Как рассказывал мне один местный водитель, правила здесь достаточно строгие. Скажем, за непристегнутый ремень придется выложить 150 реалов (60$). Правда, этот же бразилец весело подмигнул мне: «Дал двадцатку без разговоров и поехал дальше».


МЕЛИКИЕ РАДОСТИ

Если перефразировать одно известное высказывание, то можно сказать: «Пребывание в Бразилии действует разлагающе даже на окрепшие умы». И в этом я убедился на собственном опыте. Фоз-де-Игуасу, что расположен на границе трех государств – Бразилии, Аргентины и Парагвая. Неожиданно у меня возникло абсолютно бесцельное желание побывать за один день сразу во всех трех государствах. Кажется, что карнавал вовлек меня в свой необратимый поток. Граница с Парагваем была пересечена на удивление легко и безболезненно. Хотя еще в Москве я узнал, что на получение парагвайской визы уйдет уйма времени. А вот с Аргентиной этот фокус не прошел. Я был задержан на посту аргентинскими пограничниками, которые не вняли моим карнавлаьным настроениям. Без лишних разговоров меня завернули обратно. Хотя, чтобы развернуться мне все-таки удалось на несколько метров заехать на аргентинскую землю, чему по непонятной причине я был несказанно рад.
Удивительная вещь – под конец путешествия я подобно бразильцам стал радоваться глупым мелочам и перестал реагировать на весь тот бардак, который является неотъемлемой частью любого карнавала. Меня уже не удивляли ни полицейские машины на каждом углу, ни беспричинно лопнувшее лобовое стекло в автобусе, ни вывезенная еще рабами из Нигерии загадочная религия кандомбле, ни граффити на стенах домов в таких местах, куда добраться без альпинистского оборудования просто невозможно.
Если же говорить серьезно, то путешествие по Бразилии раз в десять опаснее любого путешествия по Европе и вполне сравнимо с посещением Колумбии. Зато оно сможет подарить вам такие впечатления, которые не получишь больше нигде в мире. Только вернувшись из Бразилии целым и невредимым, вы с восторгом сможете заявить: «Теперь я знаю, что такое настоящий карнавал».


НАПОСЛЕДОК

Кафедральный собор Рио-де-Жанейро был построен в шестидесятых годах двадцатого века и напоминает издали доменную печь.

Одним из забавных развлечений в Рио-де-Жанейро остается поездка на трамвае образца 1896 года по одному из старинных кварталов.

Спрос в начале двадцатого века на автомобильные покрышки спровоцировал «каучуковую лихорадку» в Бразилии. Она продолжалась до 1912 года, когда малазийские плантации катастрофически сбили цену на резиновое сырье.

На языке гуарани название водопада Игуасу означает «великие воды».

В 1888 году Бразилия последней из стран Нового света отменила рабство.


 
Хостинг от uCoz