"ЛИМУЗИН" 2003 декабрь  


ИСКРИВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА
.
.
Сколько нужно времени, чтобы проехать двести километров по хорошей дороге? Часа два, максимум три. Как бы не так. Все зависит от того, где ездить. В Индии, чтобы преодолеть такое расстояние мне потребовалось пять часов.


СКОЛЬКО СТОИТ В ГРАММАХ

О том, что в Индии могут происходить странные вещи, я, конечно, догадывался: горы, Рерих, йоги, торжество нематериального мира. Но слишком уж фантастическими выглядели все эти рассказы о летающих людях. В начале двадцать первого века это не производит особо сильного впечатления. Между тем на деле оказалось, что в Индии и без этого чудес хватает. Основные понятия нашего бытия время и пространство здесь не совсем такие как везде. То есть вроде бы они и есть, а вроде бы и нет: провалы во времени, переходы из одного мира в совершенно другой и возвращение обратно - обычное дело. А привычные вещи могут превратиться, порой, в неразрешимую проблему.
Диалог в прокатной конторе получился в этом смысле очень показателен. На простой вопрос, можно ли арендовать машину, я с удивлением услышал: «А куда вы хотите ехать».
Какая разница? Мне машина нужна! Но индиец продолжал интересоваться маршрутом.
Ну ладно, допустим в Гоа. Во что мне это обойдется?
Четкого ответа я опять не получил: «А сколько человек поедет»?
Да причем здесь это, мне нужна машина, чтобы проехаться немного по Индии. Сколько стоит? В рупиях или лучше в долларах.
Мой индийский друг был окончательно расстроен. Я оказался плохим клиентом. Я не сказал ему ни с кем поеду, ни куда, ни зачем, ни насколько. А как же без всего этого можно назначить цену. Причем, какая мне нужна машина, его абсолютно не интересовало.
«Индия - страна большая», - задумчиво протянул он.
Да знаю я что большая, на карте видел. И не собираюсь я ехать на границу с Пакистаном или в Кашмир, если вас это интересует.
И тут он меня добил: «Хорошо, я дам тебе Амбасадор на месяц за тысячу долларов».


ИСТОРИЯ АМБАСАДОРА

Я понимаю, что облапошить первого встречного туриста – благое дело. Но надо же и меру знать. Хотя, может быть, в эту цену входил бензин, водитель, что-то еще, но выяснять это подробно мне уже не хотелось. За одну тысячу долларов я мог этот самый Амбасадор купить, причем абсолютно новый и навсегда. Именно столько он и стоит в магазинах.
Количество Амбасадоров на индийских дорогах и умиляет и настораживает одновременно. Начинает казаться, что ты провалился во времени лет на сорок – пятьдесят. Тогда, правда, Амбасадор носил еще совсем другое имя. В 1954 году он назывался Моррисом Оксфордом и считался вполне современным автомобилем. Его производство в Индии компанией «Хиндудстан моторс» должно было вывести страну в передовые автомобильные державы. Чтобы поддержать национального автопроизводителя сам Джавахарлал Неру распорядился запретить государственным структурам покупать для себя какие-либо другие машины кроме Амбасадора. Вам это ничего не напоминает? Наши парламентарии оказались похитрее индийских. Их так просто не проведешь. Ведь дураку понятно, что БМВ и Ауди ни в какое сравнение не идут с милыми, симпатичными, но безнадежно устаревшими Амбасодрами или Волгами. С тех пор прошло полвека, а главная индийская машинка практически не изменилась. Каждый год двадцать пять тысяч новеньких Амбасадоров находят своих счастливых владельцев. Он по-прежнему в ходу среди таксистов и людей со средним достатком. Ведь самое привлекательное в нем – это цена. Все остальное, что продается в Индии, даже местного производства – Тата, Марути или Махиндра, стоит гораздо дороже. Похоже, что история Амбасадора еще не закончена. Так он сможет отметить свой вековой юбилей.


ЧЕРЕПА И БЕЗУМНАЯ ДОРОГА

Не успел я остановиться возле Красного форта Агры, как легкая дрожь пробежала по моей спине. Прямо через боковое стекло машины смотрели жуткие пустые глазниц пожелтевших от времени черепов. С первого взгляда было понятно, что это самые настоящие человеческие кости. Седовласый дедуля, любовно повесивший их себе на шею, тихонько стучался в стекло. Он очень старался привлечь к себе внимание, видимо, желая получить от меня немного денег, за то, что я сниму это безобразие на фотоаппарат. Что сказать, неповторимая страна, где по улицам бродят сумасшедшие или, может, святые с людскими черепами на шее… Хотя по сравнению с атаковавшим меня во время предыдущей остановки человеком с медведем, это так - ерунда. В какой-то момент мне показалось, что за отказ платить он этого медведя на меня натравит. Пришлось дать немного денег, конечно, в ущерб хозяину обезьяны, который выглядел не так грозно, и ничего поэтому не получил.
В Агру я, естественно, отправился не для того, чтобы любоваться человеческими останками и животными. Целью поездки был Таджмахал. Чтобы увидеть его, как раз и нужно проехать те самые двести километров по хорошей дороге. Дорога то была хорошая, но удовольствия это путешествие не доставило никакого. Движение в Индии не предсказуемо и не поддается никакой логике. Грузовики, тракторы, легковушки, мотоциклы, туктуки снуют туда сюда, отчаянно сигналя и подрезая друг друга. Особое восхищение вызывают мужики на волах, которые едут или, скорее, бредут по шоссе, не замечая никого вокруг. Иногда из-за этого возникают дикие пробки, поскольку заставить волов идти быстрее никто не может, а главное не хочет. Создается такое впечатление, что они находятся в полной прострации и думают только о своих будущих жизнях. Равно как и водители грузовиков, некоторые из которых ездят в позе лотоса и на педали жмут длинными деревянными палками. Вывести их из такого созерцательного состояния могут лишь истеричные сигналы других участников движения. Причем на большинстве автобусов и грузовиков, чтобы не оставалось никаких иллюзий, так и написано: «Сигнальте».
Все это не способствует быстрому и безопасному движению. За двести километров я увидел четыре крупные аварии: грузовик столкнулся с трактором, автобус улетел в кювет, перевернулась телега с сеном, а также разбилось несколько легковых машин. Это, не считая мелочей, которые встречаются в Индии на каждом углу. Бардак полный. Ехать можно не один час и не два, а бесконечно. Пространство и время теряют свои ориентиры. Утомляет это настолько, что кажется, ты безвылазно провел на дороге несколько дней.


БЕЛЫЙ ПРИЗРАК

Фотографии Таджмахала, самого известного памятника Индии, создают ложное представление о нем. Он красив величественен и прекрасен. Это так, но кажется, что и вокруг все должно быть таким же возвышенным и элегантным. Ничуть нет. Оказывается, что этот великолепный памятник запрятан в редкостную глушь и окружен настоящей помойкой. Хотя с другой стороны, по меркам Индии, это, может быть, мегаполис, а до настоящей помойки я так и не добрался. Так или иначе, начитавшись книг о всяких «сокровищах Агры», у меня сложилось о ней весьма идеализированное представление: Шах Джахан, его возлюбленная, алмазы и сапфиры, дворцы и сады, роскошная утонченность востока. Ничего подобного. Грязь, вонь, жара, пыль, шум и постоянно атакующие тебя торговцы или гиды, которые утверждают, что без их помощи, ты не поймешь и сотой доли всех прелестей Таждмахала. Деньги они просят смешные, всего пару долларов, но в Индии вообще цены на все невысокие, если вы, конечно, не заказываете себе роскошные отели и особняки. Кстати Таджмахал исключение, поскольку цена на входной билет около сорока долларов. Так что не забудьте внести эти деньги в свой бюджет.
Таджмахал смотрится на фоне Агры как пришелец из другого мира. Белый мрамор, высокие минареты, тонкая резьба. Стоит выйти за ограду, сквозь металлоискатели и кордоны охраны, которая отбирает мобильные телефоны и видеокамеры, как все вновь входит в привычное русло. Индийская действительность снова возвращается на круги своя.


ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ В ГОА

Все, кто едут в Индию не для общения с потусторонними силами и эзотерическими изысканиями, а для отдыха, рано или поздно попадают в Гоа. Это тоже кусочек другого мира. Часть Португалии на берегу Аравийского моря. Правда, Португалии не совсем обычной. Море, солнце, песок, колониальные церкви и особняки, - на этом сходство заканчивается. По всему миру давно ходят слухи о безумных оргиях и других безобразиях, которые учиняют в Гоа уставшие от регламентированной жизни европейцы и американцы. Некоторые из них, приезжая отдохнуть на недельку, зависают тут на многие месяцы. Но почему это происходит, остается только гадать. Подробно исследовать столь серьезную проблему у меня времени не было. Но, судя по постоянным предложениям купить чудовищного размера самокрутки с травой от сомнительного вида личностей, а также «найс янг герлс» от них же, становится понятно, что какая-то доля правды, причем, наверное, очень большая во всех этих рассказах есть.


ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД

Водитель, заказанный в день отлета, опоздал на час. Почему-то меня это нисколько не удивило. Дело происходило ночью, и сослаться на пробки индиец не мог. Причиной задержки стало внезапно спустившее колесо. Почему на его замену понадобился час, водитель внятно объяснить не смог. Но я особо не переживал. Проведя некоторое время в этой стране, я заранее сделал поправку и заказал машину на час раньше, чем требовалось. Но, как оказалось, это было излишней предосторожностью. Самолет «Аэрофлота», вылетавший в Москву, опоздал на три часа. Так что я успелы бы на него в любом случае, даже если бы шел в аэропорт пешком.
Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру


 
Хостинг от uCoz