"ЛИМУЗИН" 2002 май  


ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ
.
.
Поездка на автомобиле по Малайзии сродни путешествию через всю Азию. Китай, Индия, Индонезия, все эти страны в миниатюре предстанут перед вами, как только вы ступите на землю полуострова Малакка.


МАЛАЙСКАЯ МОЗАИКА

«До старого центра, пожалуйста», - бросил я не долго думая, садясь в белую машину с желто-синими шашечками на борту. Ничего другого, как только попасть в исторический квартал Малакки, у меня и в мыслях не было. Но водитель повел себя как-то странно. Пауза затянулась, а я внезапно понял, что оказался явно не на своем месте. Быстро соображая, может ли этот эпизод сойти за нападение на полицию, я поспешил убраться из полицейской машины, пока ошарашенный страж порядка, не успел сообразить что к чему. «Извините, был не прав, недоразумение случилось маленькое, пардон, так сказать». Потом уже за бокалом пива, размышляя об этом веселом эпизоде, я вдруг подумал, что ничего удивительного в нем нет. Во-первых, зачем шашечки на боках рисовать, а во-вторых, подобные недоразумения в стране, где все смешалось, явление обычное. Слишком уж много всего разного собрано в этом небольшом государстве.
Малайзия – одна из самых больших восточных мистификаций конца двадцатого века. Малазийцам удалось ввести в заблуждение весь мир, создав весьма привлекательную иллюзию своей страны. В действительности Малайзия совсем другая, нежели все о ней думают. Издали эта страна кажется совсем не такой, какова она есть, на самом деле. Она не лучше и не хуже, просто это абсолютно другой мир. Правда, не побывав здесь, понять это невозможно.
Любители формулы один знают, что здесь находится один из лучших автодромов в мире. Для всех остальных еще раньше были построены прославившиеся на весь мир башни близнецы – Петронас тауэр. Теперь весь мир точно знает, где находится одно из самых высоких чудес света, и на что в первую очередь нужно смотреть, оказавшись в столице Малайзии – Куала-Лумпуре. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы в представлении обывателей всего мира Малайзия стала в один ряд с Сингапуром, Гонконгом или даже Японией. Увы, ничего подобного нет и в помине. Знаменитые парные башни и квартал вокруг них – единственное более или менее футуристическое место в государстве. Все остальное – клубок множества азиатских цивилизаций и следов колониального влияния Англии и Голландии. Причем разобраться, что есть что в этом фантастическом смешении не так то просто.
Оказавшись в Китае, Японии, Таиланде или Вьетнаме, можно безошибочно определить, где ты находишься. В Малайзии все не так, все по-другому, все гораздо сложнее. Понять сразу, что ты на Малаккском полуострове, а не где-то еще оказывается очень непросто. Пронзительные крики муэдзинов и буддистские храмы с приторно-удушливой атмосферой внутри, стрелки на потолках отельных номеров, указывающие направление на Мекку, и хитросплетения китайских кварталов, христианские церкви и индийские районы, английская колониальная застройка и золотистые песчаные пляжи, - все это настолько смешалось, что безошибочно понять, что из этой мозаики складывается Малайзия, очень тяжело.


ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК

Уровень страны обычно можно определить по ценам на такси. Если в Европе движение цифр на счетчиках больше походят на показания секундомера, то в странах третьего мира центы накручиваются медленно, в случае если, конечно, счетчик вообще есть в машине. Судя по малайзийским таксистам, их страна находится где-то посередине, в подвешенном состоянии. В Куала-Лумпуре с этим вроде бы все в порядке. Счетчики на месте, посадка – полдоллара и далее доллара два за поездку средней величины по центру города. Поездка из аэропорта чуть больше, но тоже терпимо.
В местах от центра отдаленных все по-другому. На Борнео или в Малакке, на курортном острове Пинанг найти машину с таксометром можно с тем же успехом, что и в Москве. Их просто нет. Цены водители назначают сами, причем те, какие хотят. А хотят они много, потому что никак иначе в нужное место ты не попадешь. Скажем, если ты хочешь добраться из главного туристического центра Пинанга, пляжного местечка Бату-Ферренги до столицы острова - Джорджтауна, чтобы посмотреть что-нибудь историческое, то нужно будет немного раскошелиться. Все водители, словно сговорившись, просят 7-8 долларов. А, например, до фермы тропических фруктов и того больше - 13-15. Причем торговаться с вами никто не будет. Водители прекрасно знают, что никуда вы не денетесь. Пройдете пару километров по раскаленному шоссе на жаре и не такие деньги заплатите. Цены, в общем-то, вполне приемлемые, но после столичных кажутся на порядок выше. После 5-7 рингитов, так называется малайзийская валюта, 30-40 воспринимаются уже как явный перебор и надувательство.


ИЛИСТОЕ УСТЬЕ

«Грязное, илистое устье», именно так с малайского языка переводится слово Куала-Лумпур. Такое неблагозвучное имя этому месту дал легендарный Капитан «Чайна» – китаец Яп Ах Лой, назначенный султаном для наведения порядка в руднике по добыче олова. Вернее имя было дано лагерю для рабочих, расположившемуся рядом с рудником в месте слияния двух коричневых рек Гомбак и Кланг. Было это в 1857 году, то есть почти 150 лет назад. Можете представить, что тогда творилось в этом районе, даже если название ему было дано отнюдь не романтическое. Но дальше оловянная лихорадка сделала свое дело. Вокруг Куала-Лумпура начинают вращаться бешеные деньги. Сюда перебирается султан Селангора. Город становится центром и столицей, и в результате сегодня слово Куала-Лумпур на любого европейца навевает утонченно экзотические ассоциации. Хотя подлинным центром здешних мест всегда была Малакка, и теперь сохранившая свои очарование и колорит.
Колорит, безусловно, есть и в современном Куала-Лумпуре, но вот с очарованием можно поспорить. По большому счету, делать в столице Малайзии просто нечего. То есть, попав сюда на один день, занять себя можно: посмотреть те самые башни, главную индуистскую святыню пещеры Бату, что-то еще. Но мысли остаться здесь подольше при этом обычно не возникает. Оказавшись в современном Куала-Лумпуре, нельзя безмятежно прогуливаться и наслаждаться городскими видами. Этот город для этого совершенно не предназначен. Любой, кто приезжает в столицу Малайзии, должен четко представлять, зачем ему это нужно – за развлечениями, за покупками, по делам. В противном случае Куала-Лумпур покажется вам совсем не тем местом, о котором вам доводилось слышать перед поездкой.
Кстати, смотровая площадка - мостик между башнями далеко не лучшее место для обозрения столицы. Правда, пройти сюда можно абсолютно бесплатно. По утрам внизу раздают билеты с заранее назначенным временем. А вот лучшая картина на Куала-Лумпур и на сами башни открывается с телевизионной вышки, расположенной по соседству. Билет на нее стоит долларов пять, но, зато вы подниметесь на высоту почти вдвое большую, чем на Петронас тауэр.


ЗАПАДНАЯ МАГИСТРАЛЬ

Не зря, наверное, формульный автодром в Малайзии считается лучшим. Обычные дороги здесь также превосходны и дадут фору любым магистралям в Европе. Дело в том, что при строительстве в них добавляют натуральный каучук, что значительно улучшает их качество. Чего-чего, а каучука в этих местах предостаточно. Он, собственно, и составил относительное экономическое процветание государства в начале двадцатого века. Семена Гевеи были тайно вывезены из бразильской Амазонии. На полуострове Малакка они дали прекрасные и главное более дешевые всходы. Мировая автопромышленность сразу переключилась на покупку сырья для покрышек в Малайзии. А резиновая столица Бразилии город Манаус был обречен на медленное умирание.
Воль Западного побережья полуострова проложена великолепная магистраль, путешествовать по которой – одно удовольствие. С этой стороны находятся и Куала-Лумпур, и Пинанг, и Малакка. При желании за шесть часов от столицы можно доехать до Сингапура. На такси это будет стоить чуть меньше ста долларов. На междугороднем автобусе или поезде - значительно дешевле. Но можно и просто взять машину напрокат. В Малайзии с этим никаких проблем не возникает. Цены стандартные, но, если постараться, можно найти какую-нибудь малолитражку долларов за тридцать пять в день.
Заглянуть в Сингапур можно без визы на срок до 36 часов, правда, если у вас на руках будут билеты, подтверждающие, что вы намерены улететь до окончания этого срока. В противном случае о сингапурской визе нужно будет позаботиться заранее. А вот в Малайзию въезд абсолютно свободный, так что вернуться из Сингапура обратно можно без проблем. Между прочим, можно еще и в Таиланд заскочить. Как видите, свободу выбора передвижений Малайзия предоставляет очень большую. Я, например, из Сингапура улетал самолетом малайзийских авиалиний. Симпатичная стюардесса в пестром платье сразила меня наповал просьбой открыть запасной выход из самолета в случае аварии. «Что, все так серьезно?», - поинтересовался я. «Да нет, но всякое может случиться», - мило улыбнулась она.


ОСОБАЯ СМЕСЬ

Смешение культур в Малайзии, действительно, поражает. За многовековую историю страны, кажется, здесь побывали все, кто только мог. Малаккский полуостров с завидным постоянством становился частью самых разных империй древнего мира. Государство Фунань, великая Суматранская империя Шривиджайя, Яванское царство Маджапахит, - все они понимали, что этот узкий длинный полуостров на полпути между Индией, Китаем и Индонезийскими островами имеет очень выгодное расположение. Каждый, как мог, старался завладеть им и взять тем самым под свой контроль выгодные торговые пути всей Юго-восточной Азии.
Европейские колонизаторы – португальцы, голландцы, англичане также не могли остаться в стороне от раздела таких выгодных земель. Они тоже приложили руку к освоению Малаккского полуострова. В результате центр современной Малакки – это типичный голландский колониальный городок средней величины. На Пинанге Китайские мафиозные группировки возвели в свое время потрясающие дворцы – конгси, которым, как говорят, однажды позавидовал сам китайский император. Штат Саравак на малайзийском Борнео – это вотчина единственного в мире белого раджи, Джеймса Брука. Он получил власть и этот титул от султана Брунея в благодарность за то, что англичанин помог ему разобраться с беспокойным местным населением. Индийские рабочие на резиновых плантациях, китайские переселенцы, тайцы, бирманцы, - все это настолько перемешалось, что в результате получилась потрясающая смесь самых разных народов и культур.
Практически в каждом городе Малайзии есть свой Чайна таун, индийский квартал, малайские и европейские районы. На одних и тех же улицах стоят мечети и буддистские храмы, индуистские святыни и христианские соборы, ходят абсолютно разные люди. И никого это особенно не удивляет. За последние несколько сотен лет именно эта пестрота и стала настоящим лицом государства, а совсем не малайский колорит, как ты ожидаешь, направляясь в Малайзию. Впрочем, и государственное устройство этой страны также уникально, как и сама жизнь здесь. Выборная монархия, такого смешения демократии и абсолютизма где-либо еще мне встречать не приходилось. После этого все остальное уже воспринимается как должное.



 
Хостинг от uCoz